Беднарчик Тарас Романович, к. филос. н., Винницкий национальный медицинский университет им. Н.И.Пирогова, кафедра философии и общественных наук, Украина,
Владимир Шаян: мифы и реальность
(перевод с украинского языка)
Для современной науки личность Владимира Шаяна (1908 — 1974)
достаточно известна. Информация о нем как о деятеле культуры и науки,
поэте и идеологе Родной Веры в среде послевоенных украинских емигрантов
уже попала в научные издания. В начале 1990-х годов его имя стало
популярным среди разных течений родноверчества в Украине и продолжает
привлекать внимание в наше время. Например, Объединение Родноверов
Украины (ОРУ) рассматривает его как первого Волхва Возрождённой Родной
Веры.
Апологет ідеології ОРУ - Володимир Шаян
При жизни В. Шаян был известен среди эммигрантов как
ученый-украинист, журналист, поэт, антикоммунист и противник СССР. В
последние несколько лет жизни (1969 — 1974) он привлёк к себе внимание
исследованиями ″Велесовой книги″ и критикой деятельности Льва Силенка
как основателя и лидера Родной Украинской Национальной Веры (РУНВеры).
Именно в 1970 — 1980 годы оппоненты Л. Силенка начали использовать мифы о
В. Шаяне. Часть из них сложилась при его участии. Другие мифы
сформировались после его смерти и приобрели новое звучание в наше время.
Многим импонирует мысль о том, что В. Шаян якобы первым еще в 1930-е
годы приступил к возрождению Родной Веры и создал первые общины в
1940-х. Противникам РУНВеры Л. Силенка это важно для опровержения права
первенства последнего, поскольку его открытая религиозная деятельность
началась в 1964 году. Другим нравится само предположение о том, что еще в
1930-х нашёлся человек, который возрождал Родную Веру, дохристианскую
религию предков украинского народа.
Как известно, в основе каждого мифа находится правда и вымысел,
фантастические образы в особой поэтической интерпретации. Для
объективного исследователя будет интересно узнать, что именно
проповедовал и хотел возродить В. Шаян, и что из этого получилось.
Для начала рассмотрим главные страницы биографии В. Шаяна. Он родился
во Львове в украинской семье. В 1933 — 1939 годах учился во Львовском
университете, где изучал философию и филологию. Сам В. Шаян отмечал, что
значительное влияние на него оказал польский профессор индийской
филологии Степан Стасяк. В 1939-1941 годах он работал преподавателем в
том же университете. После падения Советской власти в 1941 г., которое
он приветствовал, продолжил преподавательскую работу. Весной 1944 г. В.
Шаян выехал с Украины на Запад, чтобы избежать репрессий со стороны
Советской власти. В 1945-1948 годах он проживал в Западной Германии в
лагерях для украинских беженцев из СССР. Был одним из основателей
Украинской Вольной Академи Наук. С 1948 г. проживал в Лондоне, издавал
ежемесячник "Зов Ордена". В. Шаян стал заметной фигурой среди украинских
эмигрантов в Англии. Он возглавлял Союз Украинцев в Великобритании,
Союз Украинских свободных журналистов, был заместителем председателя
Британской Лиги Свободы, принимал участие в антисоветских манифестациях.
О начале духовного пути В. Шаяна в родноверчество нам известно только
от него самого: "Датой моего духовного прозрения считаю 1934 г., когда
возникла идея возрождения староукраинской веры. Перед этим было
переживание на горе Грехит в Карпатах на Гуцульщине. Это место я считаю
святым для себя, бесконечно возвращаюсь к нему переживаниями, как одного
из всплесков святости... И там, на Гуцульщине я увидел новое обличие
фольклора. Но идея возрождения староукраинской веры позже получила своё
широкое применение как идея "панарийского ренессанса..." кое-кто не
понимает её, и даже обвиняет в космополитизме" [1]. Лично себя он считал
философом-мистиком [2] и со студенческих лет занимался парапсихологией и
релаксацией: "Приблизительно в 1937 году, уже так поздно я встретился с
фактом, что профессор Стасяк занимается парапсихологией и этот факт
имел в моей жизни решающее значение, но это отдельная тема" [3].
Первые духовные ориентиры В. Шаян изложил в поэтических сборниках
"Орден Бога Солнца", "Вставай, Перун" (1937-1938). Главная идея стихов
состоит в том, что падение Перуна привело к духовному кризису и пленению
украинцев. Возвращение Перуна пробудит новых героев, которые под его
началом создадут рыцарский Орден и победят зло.
В 1939 г. В. Шаян написал книгу "Про Перуна Секретное Ученье",
которую он рассматривал как изложение своего нового вероучения. В ней в
художественной форме рассказывается о Перуне как о спасителе мира и
богов. Молодой бог путешествует с верными рыцарями, находит в
"космической Украине" золотое руно — "прасолнце". Перун и рыцари Ордена
овладевают особой солнечной силой, побеждают демонов и устанавливают
новый порядок во вселенной. В. Шаян создал новый фантастический образ
Перуна, взяв за основу ученье о боге Индре.
В работе "Проблема Украинской Веры" (1946) В.Шаян охарактеризовал
связь между духовностью народа и его религией. Кардинальное изменение
религии князем Владимиром оборвало самобытное развитие народа и
затормозило создание нации. В "Студиях о ведической мысли" (1947) он
прославляет Индию как родину арийской культуры и "панарийской мысли". С
её территории духовные знания и верования были перенесены в Европу.
Провозглашалось, что "Мир создаётся из слова Вед", а возрождение Европы,
возрождение арийской ведической духовности в наше время начал его Орден
Бога Солнца.
Мы можем констатировать, что в учении В. Шаяна чётко прослеживается
ориентализм, что вообще характерно для феномена неорелигий. Достаточно
долгое время главным источником вдохновления и знаний для формирования
собственных религиозных взглядов у В. Шаяна были индийская ведическая
культура во всём её разнообразии, и его личные мистические переживания.
Конечно же, он был знаком с историческими и этнографическими источниками
по славянской дохристианской религии, но в его произведениях этого
этапа они лиш создают некий идеологический фон.
Ещё одним удобным мифом являются рассказы о создании В. Шаяном первых
религиозных общин родноверов в 1940-х годах. Якобы в 1943 г. он создал
Орден Рыцарей Бога-Солнца и обратился к Организации Украинских
Националистов (ОУН) с предложением о включении Ордена в структуру
организации на условиях свободы вероисповедания. Позднее он предложил
членам Ордена вступить в ряды Украинской Повстанческой Армии (УПА),
чтобы бороться против советской власти за свободу Украины. Последователи
В. Шаяна убеждены, что упомянутая в 8-м томе "Летописи УПА"
повстанческая группа имени Перуна состояла из рыцарей Ордена.
Имена предполагаемых членов первого Ордена неизвестны и никогда не
упоминались В. Шаяном. С другой стороны, нам известно о почитателях
древних богов среди членов ОУН, которые не были связаны с В. Шаяном и
имели во время войны более высокий статус, чем он. Ветеран ОУН-УПА Пётр
Войновский, христианин по вероисповеданию, в своих мемуарах с
возмущением вспоминал, что руководитель ОУН на украинских землях в
составе Румынии Орест Зыбачинский покровительствовал молодёжной группе,
которая отказалась от христианства и "возрождала язычество, веру в
Дажбога и Перуна". На замечание об отречении от христианства он ответил:
"Я являюсь свободным образованным человеком и знаю, как мне поступать,
чтобы не запятнать своё имя территориального руководителя ОУН. Один из
главных принципов нашей националистической Организации — свобода
человека...". П.Войновскому якобы удалось узнать текст присяги членов
группы: "Я, член Организации Украинских Националистов, отдаю себя телом и
кровью на службу наивысшим требованиям Организации, готовый заплатить
своей жизнью каждую минуту. И ты, Перун, будь вечным покровителем наших
душ и нашей жизни. Ты дал веру моему народу, и пришло время, чтобы мы,
следуя твоей вере, исполнили всё, что Украина, народ, и ты, Перун,
требуешь. Так помоги мне!" [4]. Отметим, что упомянутое свидетельство
относится к 1936 г., когда В. Шаян ещё не писал работ по идеологии
родноверия. О. Зыбачинский (1912-1993) действительно существовал, а
после розкола ОУН на "мельниковцев" и "бандеровцев" стал одним из
командиров среднего звена в ОУН(м), после войны выехал в Австралию,
писал книги философского содержания.
Сообщение П. Войновского находится в соответствии с политикой ОУН по
религиозным вопросам. При создании ОУН в 1929 г. в её програме не было
ничего, что могло бы препятствовать созданию и функционированию
родноверческих общин: "Украинское Государство будет признавать полную
свободу религиозной совести... В школе будет допускаться изучение
религии тех культов, которые не будут проявлять денационализаторских
тенденций. Украинское Государство будет способствовать развитию
украинской национальной церкви, независимой от иностранных патриархов, и
украинизации религиозных культов" [5]. В 1930-х годах к дохристианской
культуре с большим интересом и уважением относились известный идеолог
ОУН Ю. Липа и руководитель культурно-образовательной референтуры ОУН(м),
профессиональный археолог и исследователь трипольской культуры О.
Ольжич-Кандыба, друг О. Зыбачинского. В их среде было хорошо известно о
возрождении элементов дохристианских культов в Германии, Италии и
странах Прибалтики. Можно утверждать, что если в ОУН-УПА действительно
были боевые группы с родноверческой идеологией, то они были созданы без
участия В. Шаяна.
Но ОУН не стала организацией, которая поддерживала украинское
родноверие в послевоенный период. Розкол 1939-1940-х годов привел к
доминированию ОУН(б). С. Бандера сделал уточнения религиозной программы
и свёл её лиш к признанию христианства: "украинское националистическое
освободительное движение, так, как его направляет ОУН, является
движением христианским, его глубинные корни являются христианскими".
Позднее этот тезис лидера ОУН был использован для четкого отмежевания от
родноверчества, роскольнического в её понимании [6].
Интересно то, что во время становления такой популярной среди
патриотической молодёжи ОУН, сам В. Шаян был членом Коммунистической
партии Западной Украины (КПЗУ) и сотрудничал с журналом пролетарских
писателей "Окна". Современным последователям В. Шаяна нет смысла
скрывать этот факт, поскольку это было очевидно даже для его друзей в
диаспоре. Мирослав Шкавритко (1924-1984), небезызвестный глава
религиозного направления Святая Украинская Вера — Родная Вера (СУВ-РВ),
который совершил поминальное богослужение над урной с прахом В. Шаяна и
принял её на сохранеие в 1974 г., признавал и по своему оправдывал
членство последнего в КПЗУ: "Считать "это непростительным
преступлением", что он "забрёл к компартийцам" в молодости, хотя позднее
отрёкся от них и против них воевал, потому что не нашёл у них правды,
могут лишь злобные пропагандисты" [7].
Юрий Лесовой (1910-1992) - популяризатор истории Украины и сторонник
родноверчества - был знаком с В.Шаяном в молодости и поддерживал с ним
отношения в Англии, где оба проживали в послевоенный период. Он сообщил
некоторые подробности о членстве последнего в КПЗУ: "Я познакомился с
Шаяном ещё в 1930 году во Львовской тюрьме. Тогда Шаян попал в тюрьму за
то, что он был членом ЦК КПЗУ — а я попал за принадлежность к УВО —
ОУН. В тюрьме с Шаяном — убеждённым коммунистом — я не подружился, но
тут в Англии мы возобновили знакомство. Он бывал у меня, а я у него.
Шаян оставил коммунизм потому, что в том ЦК — Коммунистической Партии
Западной Украины — на 15 членов — 12 были жиды, 2 поляка, а он один —
украинец. Бросив коммунизм Шаян увлёкся ВЕДИЗМОМ — в университете изучал
санскрит" [8]. Сообщение Ю. Лесового можно считать объективным,
поскольку его и В. Шаяна сближало их непримиримое оппоненство к
деятельности Л.Силенка.
В информационной справке об общественно-политическом журнале
пролетарских писателей Западной Украины "Окна" (украинское название
"Вікна"), который издавался в 1927 — 1932 годах, официально указывается,
что В. Шаян печатал в нём свои материалы [9].
Нам ещё предстоит уточнить, действительно ли В.Шаян занимал столь
высокий пост члена ЦК КПЗУ или был простым активистом. Участие в
коммунистическом движении, столь недальновидный шаг молодого человека,
можна попробовать понять, если углубиться в духовную атмосферу Западной
Украины конца 1920-х — начала 1930-х годов. Польская оккупационная
власть блокировала развитие национальной культуры и образования,
ограничивала политические права украинцев. В это же время в Украинской
Социалистической Советской Республике НЭП и политика "украинизации"
создали иллюзию реальной заботы о всестороннем возрождении
национальностей. Коминтерн и подвластные ему организации типа КПЗУ
создавали и поддерживали за границей соответствующий "иммидж" СССР. И
это действительно повлияло на повышение авторитета Советской власти
среди представителей интеллигенции Западной Украины. Приведём ещё один
пример: другой выпускник Львовского университета Роман Драган (1907 —
1998), который тоже изучал там философию и филологию, в 1928 г. отрёкся
от гражданства Польши и выехал в Советскую Украину, где был в Харькове
на преподавательской работе до своего ареста в 1930 г. Позднее ему
удалось бежать из СССР, и после разных перепетий он оказался в
Австралии, где стал проповедовать близкие к родноверию философские идеи
под именем Ярослава Ориона [10].
Авторитет Советской Власти и КПЗУ стал резко падать в 1932 — 1933
годах, когда стало известно о преступной сталинской политике:
насильственной коллективизации сельского хозяйства, раскулачивании,
голоде 1932 — 1933 годов, сворачивании "украинизации" и репрессиях
против деятелей культуры. Это и подтолкнуло В. Шаяна резко изменить свои
взгляды и начать новую духовную жизнь в 1934 г.
Много противоречий связано с "возрождением Ордена" в первые
послевоенные годы в лагерях украинских эмигрантов. Последователи В.
Шаяна утверждают, что, пользуясь влиянием в разных культурных
организациях и редакциях эмигрантских изданий, он в 1945 — 1946 годах
создал "вторую фалангу" Ордена Рыцарей Бога-Солнца из двенадцати
человек. Они якобы прошли обучение и приняли присягу. В разных
источниках членами этого Ордена были названы В. Герасимович, Б.
Войтенко, П. Роенко, Б. Лиский, С. Кухарь из Австралии, которого позже
присоединил к организации П. Роенко. Самым интригующим моментом является
утверждение В. Шаяна, что одним из главных и активных рыцарей был Лев
Силенко, носивший имя Орлигора. Позже, якобы по причине личных амбиций
Л. Силенко разорвал отношения с организацией. После выезда В. Шаяна в
Англию (1948), а его рыцарей в другие страны, Орден фактически распался.
В последние годы жизни В. Шаян обвинял Л. Силенка в неуважении к Ордену
и знаниям, якобы полученных там, и в извращенни идей Родной Веры. Эти
обвинения до сих пор звучат из уст "шаяновцев". Орден Бога Сонця Сам Л. Силенко признавал факт знакомства и общения с В. Шаяном в
указаный период, но последовательно отрицал сотрудничество с ним в
религиозно-идеологической сфере и само существование Ордена в это время.
Он привёл доказательства того, что В. Шаян был склонен объявлять своими
духовными учениками тех людей, с которыми ему приходилось тесно
общаться [11]. Хотелось бы уточнить, что эмигранты проживали в
переполненных лагерях, по несколько человек в одной комнате, были лично
знакомы в большинстве случаев, часто вели дискуссии по разным
идеологическим вопросам и создавали всевозможные группировки. Это были
люди, пережившие стресс от разлуки с Родиной и падения многих идеалов.
Конфликты между эмигрантами были частым явлением.
Нам важно то, что если "второй Орден" В. Шаяна действительно
существовал в 1945 — 1948 годах, то он слишком быстро прекратил своё
существование без видимых причин. В Англии у В. Шаяна уже не было
религиозной общины.
Отличительной чертой В. Шаяна от других известных представителей
украинского родноверчества является его близость к массонству. М. Русич,
один из его сторонников, в статье "Кое-что из биографии Владимира"
сообщил, что сам В. Шаян рассказал ему о своём кратковременном
пребывании в ложе: "Тогда я открыто спросил Владимира" о его прошлой
принадлежности к лондонской интернациональной ложе имени Блаватской. И
он честно признался: - "Да, я принадлежал, но лиш для знакомства с их
деятельностью. Я бросил их, разочарованый отсутствием у них какой-то
реализации идей в реальной истории мира" [12]. Л. Силенко тоже указывал
на интерес В. Шаяна к теософии О. Блаватской [13].
Также существуют непрямые доказательства связи В. Шаяна с массонской
идеологией. В исследовании поэмы Тараса Шевченка "Тризна" он в
положительном контексте сравнивет центральный эпизод с атмосферой
собрания массонской ложи: "Удивительная обстановка этой Службы Божьей.
Обстановка массонской ложи... Тайная вечеря, тризна, на которой должен
символически или магически присутствовать дух покойного, лучшего
друга... Братство апостолов воли поминает своего пророка" [14]. В
поучениях к своим рыцарям он ставит в пример Орден Розенкрейцеров и
культ чаши Грааля. И это при том, что в среде украинских патриотов
критиковать массонство и подобные организации считалось нормой! А поиски
чего-то массонского в творчестве Т. Шевченка вообще могло выглядеть
аморально в глазах соотечественников.
Больше информации о связи В. Шаяна с массонскими организациями может
дать изучение личности профессора С. Стасяка, который постоянно
оказывался рядом с ним как старший наставник по вопросам духовности.
Ещё одним поводом для современного мифотворчества о В.Шаяне являются
его религиозные взгляды. Проблема состоит в том, что он постоянно менял
базовые элементы своего вероучения. В этом легко убедиться, если
анализировать его работы в хронологическом порядке. Чётко
просматриваются два больших этапа формирования В. Шаяном своего
вероучения. Первый, в 1934 — 1967 годах, когда главными источниками
религиозных взглядов были мистические переживания, "творческие
интуиции", тексты Ригведы и Авесты, фольклорный материал, письменные
свидетельства о верованиях славян. Второй, в 1968 — 1974 годах, когда
новым источником его идей стала "Велесова книга", её переводы и
интерпретации.
На первом этапе В. Шаян провозглашал основами своей религии веру в
Перуна как творца и повелителя современного мира, в Бога Неведомого (на
украинском языке "Бог Незнаний") как высшую силу, которая дала Перуну
возможность стать творцом мира, и в богов, исполняющих определённые
функции. Это вероучение было изложено В. Шаяном в произведении "Про
Перуна Секретное Ученье". Он старался связать украинскую и ведическую
традиции и отождествил Перуна с Индрой. В. Шаян декларировал мистическую
связь и тождество Перуна с другим проявлением сверхъестественного —
Богом Неведомым, наивысшей сущностью, которая больше всего отвечает
понятию "Бог" [15]. В 1947 г. он объявил, что признаёт концепцию
"ведического теопанизма", в которой весь мир считается лиш маленькой
частью Высшего Божества [16]. Таким образом, концепция Бога Неведомого
была близка к монотеизму. Но позже он внёс изменения в теологическую
систему, которые открыли путь политеистическим тенденциям. Он старался
найти в своём вероучении место для других разных богов и мифологических
существ. Взгляды В.Шаяна на природу богов были противоречивыми. С одной
стороны, он воспринимал их как мистических существ, способных к
самостоятельной деятельности. С другой, он считал, что народы создают
своих богов, наделяя их некоторыми чертами, которые передают их
мировоззрение.
На первом этапе Дажбог тоже имел высокий статус в религии В.Шаяна.
Образы Перуна и Дажбога отождествлялись: "Не войдёт там никто подлостью и
ничтожеством запятнаный, никто, кого не мог бы Перун-Дажбог полюбить
как сына, как брата, как друга" [17]. Дажбог объявлялся "Богом Огня и
Солнца" [18], а Бог Солнца объявлялся аспектом "той самой и единственной
Природы Бога Богов — Перуна" [19]. В первые послевоенные годы В.Шаян
высоко поднял статус Дажбога. В статьях "Культ Бога-Солнца в "Поучении"
Владимира Мономаха", "Народная молитва к Богу-Солнцу", "Народ встречает
Солнце" он приходит к выводу, что в средневековье дохристианский культ
Бога-Солнца-Дажбога был постепенно интегрирован в культ христианского
Бога и без значительных изменений остался в народном мировоззрении [20].
В это же время В.Шаян упоминал, как правило, в поэтической форме
разные божества: Жар-Птицу, Белобога и Чернобога, Ладу, Чорную Деву,
Хорса и Великую Мать-Землю — жену Перуна, которая родила Вселенную.
На втором этапе творчества (1968 — 1974) главным источником новых
идей для В.Шаяна стала "Велесова книга", что повлияло на изменения в его
вероучении. Под влиянием этого нового источника были написаны работы
"Наивысший Свет" (1969), "Наивысшая Святость" (1971), "Богиня Рассвета"
(1974), "Великий Бог" (начало 1970-х). Несколько других работ на эту
тему были изданы в 1979 г. в сборнике "Вера забытых предков". Хотя В.
Шаян по прежнему высоко чтил "Про Перуна Секретное Ученье" как изложение
вероучения. Другий виток поглядів Шаяна Новым центральным божеством стал Сварог как наивысшая и
всеохватывающая сущность, которая вмещает в себя все духовные и
материальные составляющие Вселенной, в том числе и всех богов [21, 22].
Также Сварог является триединым божественным существом. В эту троицу
входят сам Сварог, Перун и Святовит. Последние двое богов именуются
Сварожичами — светоносными воплощениями Сварога.
Состав богов, представленых В.Шаяном для религиозного поклонения, на
втором этапе стал другим по сравнению с прошлыми временами. Перун вошёл в
состав новопровозглашённой троицы Сварожичей и находился в мистическом
единении со Сварогом: "ПЕРУН — ЭТО САМ СВАРОГ В ТРИЕДИНСТВЕ ЕГО
СУЩЕСТВА" [23]. Святовит, который не фигурировал раньше, стал сыном
Сварога, "действующим светом" у Вселенной и существом святости. Триглав —
это внеиндивидуальное очертание указанной Троицы [24].
Велес и Дажбог заняли близкий по положению статус. Велес приносит
"Вечный Свет Сварога на Землю", является "украинским Апполоном". Дажбог —
Бог солнечного "Вечного Огня" и , по "Велесовой книге", божественный
муж дочек Праотца Оря, родоначальника украинского народа [25]. Можно
утверждать, что В.Шаян умышленно изменил и опустил ниже статус Дажбога в
своей религии. Он не был включен в Троицу богов, хотя раньше
отождествлялся с Перуном и Богом Неведомым. Нет сомнений в том, что на
эти изменения повлияла начавшаяся именно в это время идеологическая
борьба с РУНВерой Л. Силенка, где культ Дажбога занимал центральное
место.
В вероучении появились новые божественные образы: Мать-Слава, Богиня
Рассвета, Праотец Руси-Украины Орь. Жар-Птица сохранила свой высокий
статус как и прежде. В работах о "Велесовой книге" В. Шаян называл
множество имён предполагаемых божеств древнего языческого пантеона. Но
он не старался ввести их всех в систему современного родноверческого
вероисповедания.
Существенным недостатком религии В. Шаяна стало отсутствие механизмов
или путей познания Бога (Богов) простым верующим. Он не уделял должного
внимания практическим вопросам организации культа или работе с
верующими в общине. Фактически у него не было религиозной организации.
Таким образом, метод формирования вероучения у В. Шаяна состоял в
изучении им определённого круга исторических источников, среди которых
выделялся основной. Другие источники интерпретировались так, чтобы их
понимание поддерживало главный источник. Вместе с тем, избиралось имя
главного божества. Дальше В.Шаян интуитивно формировал образ бога,
наполнял его определёнными чертами и качествами на основе образных
ассоциаций и собственных размышлений. Важно отметить, что В.Шаян, в
отличии от его современных последователей, считал, что известных
исторических сообщений и фольклорно-этнографических ведомостей о древних
верованиях недостаточно для создания полноценного вероучения в наше
время: "Итак, читаем о ХОРСЕ, - читаем о Перуне, читаем о СВАРОГЕ И
СВАРОЖИЧАХ, - читаем про ЛАДУ. ЧТО ж? Содержание их природы пропало или
забылось, остались ДОМОВИКИ и МАВКИ. Остался — нижайший уровень существ,
что у нас дома, что возле нас в лесу, в поле или в речке. Осталась
народная форма фольклора. Правда, это сокровище, благодаря какому мы
сохранились, но это не является высшей формой Богопочитания или
понимания Божества нашими прапредками" [26]. Поэтому он оставил за собой
как за основателем религии право вносить в идеологию новые дополнения.
Есть отличия в понимании "Велесовой книги" В.Шаяном и теми, кто
сейчас на её основе создаёт свою религию. Он чётко определил свою Троицу
Богов — Триглава. А у современных украинских язычников Триглав состоит
из трьох троиц: "Хорс, Велес Стрибог; Вишень, Леле, Литиц; Радогощ,
Колендо, Кришень", плюс ещё к этому "почти 250 Боговедческих понятий (в
том числе 130 вариантов имени Богов" [27]. Ничего подобного у В.Шаяна
нет. В своё время он предупреждал, что при переводе "Велесовой книги"
надо избегать использования слова "Дажбо", поскольку очевидным является
перевод "Дажбог" [28]. Современные язычники считают по-другому: для них
слова "Дажбо", "Дажб", "Богдаждь", "Дажбоги" преемлемы как культовые
имена бога. Они объясняют эти различия тем, что В. Шаян смог прочитать
лиш 10% настоящих текстов "Велесовой книги" и поэтому не смог полностью
охватить её содержание. Вопрос о том, что мог знать В. Шаян о
происхождении разных типов табличек "Велесовой книги" и о его доверии к
ним выходит за пределы нашего исследования и требует отдельного
рассмотрения.
В. Шаян был человеком работоспособным и талантливым, но одновременно
сложным и противоречивым. Его творческое наследие состоит из самых
разных по содержанию концепций, что даёт в наше время повод как
поддерживать, так и отвергать его взгляды, в том числе и на его
понимание украинского родноверчества. После смерти он стал неким
мифологизированым символом, вокруг которого, в первую очередь,
объединялись противники лидера РУНВеры Л. Силенка.
Примечания
- Альманах світання. – 1974. – 3 (v). – С. 3.
- Майбутнє України в світлі книги Велеса // Шаян Володимир. Віра забутих предків. – Лондон – Гаґа: Млин, 1979. – С. 57.
- Риґведа і Книга Велеса // Шаян Володимир. Віра забутих предків. – Лондон – Гаґа: Млин, 1979. – С. 3.
- Войновський П. Моє найвище щастя. – К.: Видавництво імені Олени Теліги, 1999. - С. 160-165.
- Баган О. Націоналізм та націоналістичний рух. – Дрогобич: Відродження, 1994, - С. 72, 75.
- Там же. - С. 162-163.
- Про спробу знеславити світлу пам'ять В.Шаяна // Нові скрижалі. – '983. – Ч.1 – 66. – С. 1603.
- Личный архив Беднарчика Т.Р., ф. 2, оп. 1, спр. 7, Арк. 2.
- http://www.ukrlit.vn.ua/info/dict/dt2ag.html
- Осадчук Т. Присвячується Благословенній Пам'яті Видатного Українця –
Ярослава Оріона! // Самобутня Україна Русь. – 10999(1999). - №4. – С.
16.
- Лисенко С. Учитель Силенко. Його родовід, життя і Віра в Дажбога. – К.: "Обереги", 1996. - С. 148 - 152.
- Русич М. Дещо із життєпису Володимира // Альманах світання. – 1974. – 3 (v). – С. 3 – 6.
- Лисенко С. Учитель Силенко. Його родовід, життя і Віра в Дажбога. – К.: "Обереги", 1996. - С. 149.
- Шаян В. Основна Сила Творчості Т.Шевченка // Шаян В. Віра предків
наших.– Гамільтон: Видавничий Комітет при Святині Дажбожій в Гамільтоні,
1987. - С. 561.
- Шаян В. Про Перуна знання таємне // Шаян В. Віра предків наших. –
Гамільтон: Видавничий Комітет при Святині Дажбожій в Гамільтоні, 1987. -
С. 266.
- Шаян В. Студії над ведійською думкою // Шаян В. Віра предків наших. –
Гамільтон: Видавничий Комітет при Святині Дажбожій в Гамільтоні, 1987. -
С. 850.
- Шаян В. Про Перуна знання таємне // Шаян В. Віра предків наших. –
Гамільтон: Видавничий Комітет при Святині Дажбожій в Гамільтоні, 1987. -
С. 272.
- Шаян В. Різдво Світу // Українське Відродження. – 1990. – №26. – С. 2–4.
- Шаян В. Прапор України // Шаян В. Українська символіка. – Гамільтон: Українське відродження, 1990. – С. 21.
- Шаян В. Культ Бога-Сонця в „Поученії” Володимира Мономаха // Українське відродження. – 1991. – №31. – С. 8–12.
- Шаян В. Божественне походження українського народу // Шаян В. Віра забутих предків. – Лондон – Гаґа: Млин, – 1979. - С. 10.
- Шаян В. Найвища Святість (Студія про Свантевита). – Лондон - Торонто: Орден. - 1971. – C. 5.
- Шаян В. Божественне походження українського народу // Шаян В. Віра забутих предків. – Лондон – Гаґа: Млин, – 1979.- С. 12.
- Шаян В. Віра забутих предків // Шаян В. Віра забутих предків. – Лондон – Гаґа: Млин, – 1979. - С. 24.
- Шаян В. Божественне походження українського народу // Шаян В. Віра забутих предків. – Лондон – Гаґа: Млин, – 1979.- С. 1-12.
- Шаян В. Висновок. Лист до Друзів // Шаян В. Віра предків наших. –
Гамільтон: Видавничий Комітет при Святині Дажбожій в Гамільтоні, 1987. -
С. 880.
- Велесова книга. Волховник. – К.: Такі справи, 2002. – C. 19, 21.
- Шаян В. Божественне походження українського народу // Шаян В. Віра забутих предків. – Лондон – Гаґа: Млин, – 1979.- С. 4.
Джерело: http://ogin.in.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=89:2011-02-17-21-17-06&catid=3:2009-11-01-23-08-24&Itemid |