| Беднарчик Тарас Романович, к. филос. н., Винницкий национальный медицинский университет им. Н.И.Пирогова,
 кафедра философии и общественных наук, Украина,
Владимир Шаян: мифы и реальность (перевод с украинского языка) 
 Для современной науки личность Владимира Шаяна (1908 — 1974) 
достаточно известна. Информация о нем как о деятеле культуры и науки, 
поэте и идеологе Родной Веры в среде послевоенных украинских емигрантов 
уже попала в научные издания. В начале 1990-х годов его имя стало 
популярным среди разных течений родноверчества в Украине и продолжает 
привлекать внимание в наше время. Например, Объединение Родноверов 
Украины (ОРУ) рассматривает его как первого Волхва Возрождённой Родной 
Веры.
 
 
 Апологет ідеології ОРУ - Володимир Шаян
 При жизни В. Шаян был известен среди эммигрантов как 
ученый-украинист, журналист, поэт, антикоммунист и противник СССР. В 
последние несколько лет жизни (1969 — 1974) он привлёк к себе внимание 
исследованиями ″Велесовой книги″ и критикой деятельности Льва Силенка 
как основателя и лидера Родной Украинской Национальной Веры (РУНВеры). 
Именно в 1970 — 1980 годы оппоненты Л. Силенка начали использовать мифы о
 В. Шаяне. Часть из них сложилась при его участии. Другие мифы 
сформировались после его смерти и приобрели новое звучание в наше время. 
 Многим импонирует мысль о том, что В. Шаян якобы первым еще в 1930-е 
годы приступил к возрождению Родной Веры и создал первые общины в 
1940-х. Противникам РУНВеры Л. Силенка это важно для опровержения права 
первенства последнего, поскольку его открытая религиозная деятельность 
началась в 1964 году. Другим нравится само предположение о том, что еще в
 1930-х нашёлся человек, который возрождал Родную Веру, дохристианскую 
религию предков украинского народа. 
 Как известно, в основе каждого мифа находится правда и вымысел, 
фантастические образы в особой поэтической интерпретации. Для 
объективного исследователя будет интересно узнать, что именно 
проповедовал и хотел возродить В. Шаян, и что из этого получилось. 
 Для начала рассмотрим главные страницы биографии В. Шаяна. Он родился
 во Львове в украинской семье. В 1933 — 1939 годах учился во Львовском 
университете, где изучал философию и филологию. Сам В. Шаян отмечал, что
 значительное влияние на него оказал польский профессор индийской 
филологии Степан Стасяк. В 1939-1941 годах он работал преподавателем в 
том же университете. После падения Советской власти в 1941 г., которое 
он приветствовал, продолжил преподавательскую работу. Весной 1944 г. В. 
Шаян выехал  с Украины на Запад, чтобы избежать репрессий со стороны 
Советской власти. В 1945-1948 годах он проживал в Западной Германии в 
лагерях для украинских беженцев из СССР. Был одним из основателей 
Украинской Вольной Академи Наук. С 1948 г. проживал в Лондоне, издавал 
ежемесячник "Зов Ордена". В. Шаян стал заметной фигурой среди украинских
 эмигрантов в Англии. Он возглавлял Союз Украинцев в Великобритании, 
Союз Украинских свободных журналистов, был заместителем председателя 
Британской Лиги Свободы, принимал участие в антисоветских манифестациях. 
 О начале духовного пути В. Шаяна в родноверчество нам известно только
 от него самого: "Датой моего духовного прозрения считаю 1934 г., когда 
возникла идея возрождения староукраинской веры. Перед этим было 
переживание на горе Грехит в Карпатах на Гуцульщине. Это место я считаю 
святым для себя, бесконечно возвращаюсь к нему переживаниями, как одного
 из всплесков святости... И там, на Гуцульщине я увидел новое обличие 
фольклора. Но идея возрождения староукраинской веры позже получила своё 
широкое применение как идея "панарийского ренессанса..." кое-кто не 
понимает её, и даже обвиняет в космополитизме" [1]. Лично себя он считал
 философом-мистиком [2] и со студенческих лет занимался парапсихологией и
 релаксацией: "Приблизительно в 1937 году, уже так поздно я встретился с
 фактом, что профессор Стасяк занимается парапсихологией и этот факт 
имел в моей жизни решающее значение, но это отдельная тема" [3]. 
  Первые духовные ориентиры В. Шаян изложил в поэтических сборниках 
"Орден Бога Солнца", "Вставай, Перун" (1937-1938). Главная идея стихов 
состоит в том, что падение Перуна привело к духовному кризису и пленению
 украинцев. Возвращение Перуна пробудит новых героев, которые под его 
началом создадут рыцарский Орден и победят зло. 
 В 1939 г. В. Шаян написал книгу "Про Перуна Секретное Ученье", 
которую он рассматривал как изложение своего нового вероучения. В ней в 
художественной форме рассказывается о Перуне как о спасителе мира и 
богов. Молодой бог путешествует с верными рыцарями, находит в 
"космической Украине" золотое руно — "прасолнце". Перун и рыцари Ордена 
овладевают особой солнечной силой, побеждают демонов и устанавливают 
новый порядок во вселенной. В. Шаян создал новый фантастический образ 
Перуна, взяв за основу ученье о боге Индре. 
 В работе "Проблема Украинской Веры" (1946) В.Шаян охарактеризовал 
связь между духовностью народа и его религией. Кардинальное изменение 
религии князем Владимиром оборвало самобытное развитие народа и 
затормозило создание нации. В "Студиях о ведической мысли" (1947) он 
прославляет Индию как родину арийской культуры и "панарийской мысли". С 
её территории духовные знания и верования были перенесены в Европу. 
Провозглашалось, что "Мир создаётся из слова Вед", а возрождение Европы,
 возрождение арийской ведической духовности в наше время начал его Орден
 Бога Солнца. 
 Мы можем констатировать, что в учении В. Шаяна чётко прослеживается 
ориентализм, что вообще характерно для феномена неорелигий. Достаточно 
долгое время главным источником вдохновления и знаний для формирования 
собственных религиозных взглядов у В. Шаяна были индийская ведическая 
культура во всём её разнообразии, и его личные мистические переживания. 
Конечно же, он был знаком с историческими и этнографическими источниками
 по славянской дохристианской религии, но в его произведениях этого 
этапа они лиш создают некий идеологический фон. 
 Ещё одним удобным мифом являются рассказы о создании В. Шаяном первых
 религиозных общин родноверов в 1940-х годах. Якобы в 1943 г. он создал 
Орден Рыцарей Бога-Солнца и обратился к Организации Украинских 
Националистов (ОУН) с предложением о включении Ордена в структуру 
организации на условиях свободы вероисповедания. Позднее он предложил 
членам Ордена вступить в ряды Украинской Повстанческой Армии (УПА), 
чтобы бороться против советской власти за свободу Украины. Последователи
 В. Шаяна убеждены, что упомянутая в 8-м томе "Летописи УПА" 
повстанческая группа имени Перуна состояла из рыцарей Ордена. 
 Имена предполагаемых членов первого Ордена неизвестны и никогда не 
упоминались В. Шаяном. С другой стороны, нам известно о почитателях 
древних богов среди членов ОУН, которые не были связаны с В. Шаяном и 
имели во время войны более высокий статус, чем он. Ветеран ОУН-УПА Пётр 
Войновский, христианин по вероисповеданию, в своих мемуарах с 
возмущением вспоминал, что руководитель ОУН на украинских землях в 
составе Румынии Орест Зыбачинский покровительствовал молодёжной группе, 
которая отказалась от христианства и "возрождала язычество, веру в 
Дажбога и Перуна". На замечание об отречении от христианства он ответил:
 "Я являюсь свободным образованным человеком и знаю, как мне поступать, 
чтобы не запятнать своё имя территориального руководителя ОУН. Один из 
главных принципов нашей националистической Организации — свобода 
человека...". П.Войновскому якобы удалось узнать текст присяги членов 
группы: "Я, член Организации Украинских Националистов, отдаю себя телом и
 кровью на службу наивысшим требованиям Организации, готовый заплатить 
своей жизнью каждую минуту. И ты, Перун, будь вечным покровителем наших 
душ и нашей жизни. Ты дал веру моему народу, и пришло время, чтобы мы, 
следуя твоей вере, исполнили всё, что Украина, народ, и ты, Перун, 
требуешь. Так помоги мне!" [4]. Отметим, что упомянутое свидетельство 
относится к 1936 г., когда В. Шаян ещё не писал работ по идеологии 
родноверия. О. Зыбачинский (1912-1993) действительно существовал, а 
после розкола ОУН на "мельниковцев" и "бандеровцев" стал одним из 
командиров среднего звена в ОУН(м), после войны выехал в Австралию, 
писал книги философского содержания. 
 Сообщение П. Войновского находится в соответствии с политикой ОУН по 
религиозным вопросам. При создании ОУН в 1929 г. в её програме не было 
ничего, что могло бы препятствовать созданию и функционированию 
родноверческих общин: "Украинское Государство будет признавать полную 
свободу религиозной совести... В школе будет допускаться изучение 
религии тех культов, которые не будут проявлять денационализаторских 
тенденций. Украинское Государство будет способствовать развитию 
украинской национальной церкви, независимой от иностранных патриархов, и
 украинизации религиозных культов" [5]. В 1930-х годах к дохристианской 
культуре с большим интересом и уважением относились известный идеолог 
ОУН Ю. Липа и руководитель культурно-образовательной референтуры ОУН(м),
 профессиональный археолог и исследователь трипольской культуры О. 
Ольжич-Кандыба, друг О. Зыбачинского. В их среде было хорошо известно о 
возрождении элементов дохристианских культов в Германии, Италии и 
странах Прибалтики. Можно утверждать, что если в ОУН-УПА действительно 
были боевые группы с родноверческой идеологией, то они были созданы без 
участия В. Шаяна. 
 Но ОУН не стала организацией, которая поддерживала украинское 
родноверие в послевоенный период. Розкол 1939-1940-х годов привел к 
доминированию ОУН(б). С.  Бандера сделал уточнения религиозной программы
 и свёл её лиш к признанию христианства: "украинское националистическое 
освободительное движение, так, как его направляет ОУН, является 
движением христианским, его глубинные корни являются христианскими". 
Позднее этот тезис лидера ОУН был использован для четкого отмежевания от
 родноверчества, роскольнического в её понимании  [6]. 
 Интересно то, что во время становления такой популярной среди 
патриотической молодёжи ОУН, сам В. Шаян был членом Коммунистической 
партии Западной Украины (КПЗУ) и сотрудничал с журналом пролетарских 
писателей "Окна". Современным последователям В. Шаяна нет смысла 
скрывать этот факт, поскольку это было очевидно даже для его друзей в 
диаспоре. Мирослав Шкавритко (1924-1984), небезызвестный глава 
религиозного направления Святая Украинская Вера — Родная Вера (СУВ-РВ), 
который совершил поминальное богослужение над урной с прахом В. Шаяна и 
принял её на сохранеие в 1974 г., признавал и по своему оправдывал 
членство последнего в КПЗУ: "Считать "это непростительным 
преступлением", что он "забрёл к компартийцам" в молодости, хотя позднее
 отрёкся от них и против них воевал, потому что не нашёл у них правды, 
могут лишь злобные пропагандисты" [7]. 
 Юрий Лесовой (1910-1992) - популяризатор истории Украины и сторонник 
родноверчества - был знаком с В.Шаяном в молодости и поддерживал с ним 
отношения в Англии, где оба проживали в послевоенный период. Он сообщил 
некоторые подробности о членстве последнего в КПЗУ: "Я познакомился с 
Шаяном ещё в 1930 году во Львовской тюрьме. Тогда Шаян попал в тюрьму за
 то, что он был членом ЦК КПЗУ — а я попал за принадлежность к УВО — 
ОУН. В тюрьме с Шаяном — убеждённым коммунистом — я не подружился, но 
тут в Англии мы возобновили знакомство. Он бывал у меня, а я у него. 
Шаян оставил коммунизм потому, что в том ЦК — Коммунистической Партии 
Западной Украины — на 15 членов — 12 были жиды, 2 поляка, а он один — 
украинец. Бросив коммунизм Шаян увлёкся ВЕДИЗМОМ — в университете изучал
 санскрит" [8]. Сообщение Ю. Лесового можно считать объективным, 
поскольку его и В. Шаяна сближало их непримиримое оппоненство к 
деятельности Л.Силенка. 
 В информационной справке об общественно-политическом журнале 
пролетарских писателей Западной Украины "Окна"  (украинское название 
"Вікна"), который издавался в 1927 — 1932 годах, официально указывается,
 что В. Шаян печатал в нём свои материалы [9]. 
 Нам ещё предстоит уточнить, действительно ли В.Шаян занимал столь 
высокий пост члена ЦК КПЗУ или был простым активистом. Участие в 
коммунистическом движении, столь недальновидный шаг молодого человека, 
можна попробовать понять, если углубиться в духовную атмосферу Западной 
Украины конца 1920-х — начала 1930-х годов. Польская оккупационная 
власть блокировала развитие национальной культуры и образования, 
ограничивала политические права украинцев. В это же время в Украинской 
Социалистической Советской Республике НЭП и политика "украинизации" 
создали иллюзию реальной заботы о всестороннем возрождении 
национальностей. Коминтерн и подвластные ему организации типа КПЗУ 
создавали и поддерживали за границей соответствующий "иммидж" СССР. И 
это действительно повлияло на повышение авторитета Советской власти 
среди представителей интеллигенции Западной Украины. Приведём ещё один 
пример: другой выпускник Львовского университета Роман Драган (1907 — 
1998), который тоже изучал там философию и филологию, в 1928 г. отрёкся 
от гражданства Польши и выехал в Советскую Украину, где был в Харькове 
на преподавательской работе до своего ареста в 1930 г. Позднее ему 
удалось бежать из СССР, и после разных перепетий он оказался в 
Австралии, где стал проповедовать близкие к родноверию философские идеи 
под именем Ярослава Ориона [10]. 
 Авторитет Советской Власти и КПЗУ стал резко падать в 1932 — 1933 
годах, когда стало известно о преступной сталинской политике: 
насильственной коллективизации сельского хозяйства, раскулачивании, 
голоде 1932 — 1933 годов, сворачивании "украинизации" и репрессиях 
против деятелей культуры. Это и подтолкнуло В. Шаяна резко изменить свои
 взгляды и начать новую духовную жизнь в 1934 г. 
 Много противоречий связано с "возрождением Ордена" в первые 
послевоенные годы в лагерях украинских эмигрантов. Последователи В. 
Шаяна утверждают, что, пользуясь влиянием в разных культурных 
организациях и редакциях эмигрантских изданий, он в 1945 — 1946 годах 
создал "вторую фалангу" Ордена Рыцарей Бога-Солнца из двенадцати 
человек. Они якобы прошли обучение и приняли присягу. В разных 
источниках членами этого Ордена были названы В. Герасимович, Б. 
Войтенко, П. Роенко, Б. Лиский, С. Кухарь из Австралии, которого позже 
присоединил к организации П. Роенко. Самым интригующим моментом является
 утверждение В. Шаяна, что одним из главных и активных рыцарей был Лев 
Силенко, носивший имя Орлигора. Позже, якобы по причине личных амбиций 
Л. Силенко разорвал отношения с организацией. После выезда В. Шаяна в 
Англию (1948), а его рыцарей в другие страны, Орден фактически распался.
 В последние годы жизни В. Шаян обвинял Л. Силенка в неуважении к Ордену
 и знаниям, якобы полученных там, и в извращенни идей Родной Веры. Эти 
обвинения до сих пор звучат из уст "шаяновцев". 
 Орден Бога Сонця Сам Л. Силенко признавал факт знакомства и общения с В. Шаяном в 
указаный период, но последовательно отрицал сотрудничество с ним в 
религиозно-идеологической сфере и само существование Ордена в это время.
 Он привёл доказательства того, что В. Шаян был склонен объявлять своими
 духовными учениками тех людей, с которыми ему приходилось тесно 
общаться [11]. Хотелось бы уточнить, что эмигранты проживали в 
переполненных лагерях, по несколько человек в одной комнате, были лично 
знакомы в большинстве случаев, часто вели дискуссии по разным 
идеологическим вопросам и создавали всевозможные группировки. Это были 
люди, пережившие стресс от разлуки с Родиной и падения многих идеалов. 
Конфликты между эмигрантами были частым явлением. 
 Нам важно то, что если "второй Орден" В. Шаяна действительно 
существовал в 1945 — 1948 годах, то он слишком быстро прекратил своё 
существование без видимых причин. В Англии у В. Шаяна уже не было 
религиозной общины. 
 Отличительной чертой В. Шаяна от других известных представителей 
украинского родноверчества является его близость к массонству. М. Русич,
 один из его сторонников, в статье "Кое-что из биографии Владимира" 
сообщил, что сам В. Шаян рассказал ему о своём кратковременном 
пребывании в ложе: "Тогда я открыто спросил Владимира" о его прошлой 
принадлежности к лондонской интернациональной ложе имени Блаватской. И 
он честно признался: - "Да, я принадлежал, но лиш для знакомства с их 
деятельностью. Я бросил их, разочарованый отсутствием у них какой-то 
реализации идей в реальной истории мира" [12]. Л. Силенко тоже указывал 
на интерес В. Шаяна к теософии О. Блаватской [13]. 
 Также существуют непрямые доказательства связи В. Шаяна с массонской 
идеологией. В исследовании поэмы Тараса Шевченка "Тризна" он в 
положительном контексте сравнивет центральный эпизод с атмосферой 
собрания массонской ложи: "Удивительная обстановка этой Службы Божьей. 
Обстановка массонской ложи... Тайная вечеря, тризна, на которой должен 
символически или магически присутствовать дух покойного, лучшего 
друга... Братство апостолов воли поминает своего пророка" [14]. В 
поучениях к своим рыцарям он ставит в пример Орден Розенкрейцеров и 
культ чаши Грааля. И это при том, что в среде украинских патриотов 
критиковать массонство и подобные организации считалось нормой! А поиски
 чего-то массонского в творчестве Т. Шевченка вообще могло выглядеть 
аморально в глазах соотечественников. 
 Больше информации о связи В. Шаяна с массонскими организациями может 
дать изучение личности профессора С. Стасяка, который постоянно 
оказывался рядом с ним как старший наставник по вопросам духовности. 
 Ещё одним поводом для современного мифотворчества о В.Шаяне являются 
его религиозные взгляды. Проблема состоит в том, что он постоянно менял 
базовые элементы своего вероучения. В этом легко убедиться, если 
анализировать его работы в хронологическом порядке. Чётко 
просматриваются два больших этапа формирования В. Шаяном своего 
вероучения. Первый, в 1934 — 1967 годах, когда главными источниками 
религиозных взглядов были мистические переживания, "творческие 
интуиции", тексты Ригведы и Авесты, фольклорный материал, письменные 
свидетельства о верованиях славян. Второй, в 1968 — 1974 годах, когда 
новым источником его идей стала "Велесова книга", её переводы и 
интерпретации. 
 На первом этапе В. Шаян провозглашал основами своей религии веру в 
Перуна как творца и повелителя современного мира, в Бога Неведомого (на 
украинском языке "Бог Незнаний") как высшую силу, которая дала Перуну 
возможность стать творцом мира, и в богов, исполняющих определённые 
функции. Это вероучение было изложено В. Шаяном в произведении "Про 
Перуна Секретное Ученье". Он старался связать украинскую и ведическую 
традиции и отождествил Перуна с Индрой. В. Шаян декларировал мистическую
 связь и тождество Перуна с другим проявлением сверхъестественного — 
Богом Неведомым, наивысшей сущностью, которая больше всего отвечает 
понятию "Бог" [15]. В 1947 г. он объявил, что признаёт концепцию 
"ведического теопанизма", в которой весь мир считается лиш маленькой 
частью Высшего Божества  [16]. Таким образом, концепция Бога Неведомого 
была близка к монотеизму. Но  позже он внёс изменения в теологическую 
систему, которые открыли путь политеистическим тенденциям. Он старался 
найти в своём вероучении место для других разных богов и мифологических 
существ. Взгляды В.Шаяна на природу богов были противоречивыми. С одной 
стороны, он воспринимал их как мистических существ, способных к 
самостоятельной деятельности. С другой, он считал, что народы создают 
своих богов, наделяя их некоторыми чертами, которые передают их 
мировоззрение. 
 На первом этапе Дажбог тоже имел высокий статус в религии В.Шаяна. 
Образы Перуна и Дажбога отождествлялись: "Не войдёт там никто подлостью и
 ничтожеством запятнаный, никто, кого не мог бы Перун-Дажбог полюбить 
как сына, как брата, как друга" [17]. Дажбог объявлялся "Богом Огня и 
Солнца" [18], а Бог Солнца объявлялся аспектом "той самой и единственной
 Природы Бога Богов — Перуна" [19]. В первые послевоенные годы В.Шаян 
высоко поднял статус Дажбога. В статьях "Культ Бога-Солнца в "Поучении" 
Владимира Мономаха", "Народная молитва к Богу-Солнцу", "Народ встречает 
Солнце" он приходит к выводу, что в средневековье дохристианский культ 
Бога-Солнца-Дажбога был постепенно интегрирован в культ христианского 
Бога и без значительных изменений остался в народном мировоззрении [20]. 
 В это же время В.Шаян упоминал, как правило, в поэтической форме 
разные божества: Жар-Птицу, Белобога и Чернобога, Ладу, Чорную Деву, 
Хорса и Великую Мать-Землю — жену Перуна, которая родила Вселенную. 
 На втором этапе творчества (1968 — 1974) главным источником новых 
идей для В.Шаяна стала "Велесова книга", что повлияло на изменения в его
 вероучении. Под влиянием этого нового источника были написаны работы 
"Наивысший Свет" (1969), "Наивысшая Святость" (1971), "Богиня Рассвета" 
(1974), "Великий Бог" (начало 1970-х). Несколько других работ на эту 
тему были изданы в 1979 г. в сборнике "Вера забытых предков". Хотя В. 
Шаян по прежнему высоко чтил "Про Перуна Секретное Ученье" как изложение
 вероучения. 
 Другий виток поглядів Шаяна Новым центральным божеством стал Сварог как наивысшая и 
всеохватывающая сущность, которая вмещает в себя все духовные и 
материальные составляющие Вселенной, в том числе и всех богов [21, 22]. 
Также Сварог является триединым божественным существом. В эту троицу 
входят сам Сварог, Перун и Святовит. Последние двое богов именуются 
Сварожичами — светоносными воплощениями Сварога. 
 Состав богов, представленых В.Шаяном для религиозного поклонения, на 
втором этапе стал другим по сравнению с прошлыми временами. Перун вошёл в
 состав новопровозглашённой троицы Сварожичей и находился в мистическом 
единении со Сварогом: "ПЕРУН — ЭТО САМ СВАРОГ В ТРИЕДИНСТВЕ ЕГО 
СУЩЕСТВА" [23]. Святовит, который не фигурировал раньше, стал сыном 
Сварога, "действующим светом" у Вселенной и существом святости. Триглав —
 это внеиндивидуальное очертание указанной Троицы [24]. 
 Велес и Дажбог заняли близкий по положению статус. Велес приносит 
"Вечный Свет Сварога на Землю", является "украинским Апполоном". Дажбог —
 Бог солнечного "Вечного Огня" и , по "Велесовой книге", божественный 
муж дочек Праотца Оря, родоначальника украинского народа [25]. Можно 
утверждать, что В.Шаян умышленно изменил и опустил ниже статус Дажбога в
 своей религии. Он не был включен в Троицу богов, хотя раньше 
отождествлялся с Перуном и Богом Неведомым. Нет сомнений в том, что на 
эти изменения повлияла начавшаяся именно в это время идеологическая 
борьба с РУНВерой Л. Силенка, где культ Дажбога занимал центральное 
место. 
 В вероучении появились новые божественные образы: Мать-Слава, Богиня 
Рассвета, Праотец Руси-Украины Орь. Жар-Птица сохранила свой высокий 
статус как и прежде. В работах о "Велесовой книге" В. Шаян называл 
множество имён предполагаемых божеств древнего языческого пантеона. Но 
он не старался ввести их всех в систему современного родноверческого 
вероисповедания. 
 Существенным недостатком религии В. Шаяна стало отсутствие механизмов
 или путей познания Бога (Богов) простым верующим. Он не уделял должного
 внимания практическим вопросам организации культа или работе с 
верующими в общине. Фактически у него не было религиозной организации. 
 Таким образом, метод формирования вероучения у В. Шаяна состоял в 
изучении им определённого круга исторических источников, среди которых 
выделялся основной. Другие источники интерпретировались так, чтобы их 
понимание поддерживало главный источник. Вместе с тем, избиралось имя 
главного божества. Дальше В.Шаян интуитивно формировал образ бога, 
наполнял его определёнными чертами и качествами на основе образных 
ассоциаций и собственных размышлений. Важно отметить, что В.Шаян, в 
отличии от его современных последователей, считал, что известных 
исторических сообщений и фольклорно-этнографических ведомостей о древних
 верованиях недостаточно для создания полноценного вероучения в наше 
время: "Итак, читаем о ХОРСЕ, - читаем о Перуне, читаем о СВАРОГЕ И 
СВАРОЖИЧАХ, - читаем про ЛАДУ. ЧТО ж? Содержание их природы пропало или 
забылось, остались ДОМОВИКИ и МАВКИ. Остался — нижайший уровень существ,
 что у нас дома, что возле нас в лесу, в поле или в речке. Осталась 
народная форма фольклора. Правда, это сокровище, благодаря какому мы 
сохранились, но это не является высшей формой Богопочитания или 
понимания Божества нашими прапредками" [26]. Поэтому он оставил за собой
 как за основателем религии право вносить в идеологию новые дополнения. 
 Есть отличия в понимании "Велесовой книги" В.Шаяном и теми, кто 
сейчас на её основе создаёт свою религию. Он чётко определил свою Троицу
 Богов — Триглава. А у современных украинских язычников Триглав состоит 
из трьох троиц: "Хорс, Велес Стрибог; Вишень, Леле, Литиц; Радогощ, 
Колендо, Кришень", плюс ещё к этому "почти 250 Боговедческих понятий (в 
том числе 130 вариантов имени Богов" [27]. Ничего подобного у В.Шаяна 
нет. В своё время он предупреждал, что при переводе "Велесовой книги" 
надо избегать использования слова "Дажбо", поскольку очевидным является 
перевод "Дажбог" [28]. Современные язычники считают по-другому: для них 
слова "Дажбо", "Дажб", "Богдаждь", "Дажбоги" преемлемы как культовые 
имена бога. Они объясняют эти различия тем, что В. Шаян смог прочитать 
лиш 10% настоящих текстов "Велесовой книги" и поэтому не смог полностью 
охватить её содержание. Вопрос о том, что мог знать В. Шаян о 
происхождении разных типов табличек "Велесовой книги" и о его доверии к 
ним выходит за пределы нашего исследования и требует отдельного 
рассмотрения. 
 В. Шаян был человеком работоспособным и талантливым, но одновременно 
сложным и противоречивым. Его творческое наследие состоит из самых 
разных по содержанию концепций, что даёт в наше время повод как 
поддерживать, так и отвергать его взгляды, в том числе и на его 
понимание украинского родноверчества. После смерти он стал неким 
мифологизированым символом, вокруг которого, в первую очередь, 
объединялись противники лидера РУНВеры Л. Силенка.                                 Примечания Альманах світання. – 1974. – 3 (v). – С. 3.Майбутнє України в світлі книги Велеса // Шаян Володимир. Віра забутих предків. – Лондон  – Гаґа: Млин, 1979. – С. 57.Риґведа і Книга Велеса // Шаян Володимир. Віра забутих предків. – Лондон – Гаґа: Млин, 1979. – С. 3.Войновський П. Моє найвище щастя. – К.: Видавництво імені Олени Теліги, 1999. - С. 160-165.Баган О. Націоналізм та націоналістичний рух. – Дрогобич: Відродження, 1994, - С. 72, 75.Там же. - С. 162-163.Про спробу знеславити світлу пам'ять В.Шаяна // Нові скрижалі. – '983. – Ч.1 – 66. – С. 1603.Личный архив Беднарчика Т.Р., ф. 2, оп. 1, спр. 7, Арк. 2.http://www.ukrlit.vn.ua/info/dict/dt2ag.htmlОсадчук Т. Присвячується Благословенній Пам'яті Видатного Українця –
 Ярослава Оріона! // Самобутня Україна Русь. – 10999(1999). - №4. – С. 
16.Лисенко С. Учитель Силенко. Його родовід, життя і Віра в Дажбога. – К.: "Обереги", 1996. - С. 148 - 152.Русич М. Дещо із життєпису Володимира // Альманах світання. – 1974. – 3 (v). – С. 3 – 6.Лисенко С. Учитель Силенко. Його родовід, життя і Віра в Дажбога. – К.: "Обереги", 1996. - С. 149.Шаян В. Основна Сила Творчості Т.Шевченка // Шаян В. Віра предків 
наших.– Гамільтон: Видавничий Комітет при Святині Дажбожій в Гамільтоні,
 1987. - С. 561.Шаян В. Про Перуна знання таємне // Шаян В. Віра предків наших. – 
Гамільтон: Видавничий Комітет при Святині Дажбожій в Гамільтоні, 1987. -
 С. 266.Шаян В. Студії над ведійською думкою // Шаян В. Віра предків наших. –
 Гамільтон: Видавничий Комітет при Святині Дажбожій в Гамільтоні, 1987. -
 С. 850.Шаян В. Про Перуна знання таємне // Шаян В. Віра предків наших. – 
Гамільтон: Видавничий Комітет при Святині Дажбожій в Гамільтоні, 1987. -
 С. 272.Шаян В. Різдво Світу // Українське Відродження. – 1990. – №26. – С. 2–4.Шаян В. Прапор України // Шаян В. Українська символіка. – Гамільтон: Українське відродження, 1990. – С. 21.Шаян В. Культ Бога-Сонця в „Поученії” Володимира Мономаха // Українське відродження. – 1991. – №31. – С. 8–12.Шаян В. Божественне походження українського народу // Шаян В. Віра забутих предків. – Лондон – Гаґа: Млин, – 1979. - С. 10.Шаян В. Найвища Святість (Студія про Свантевита). – Лондон - Торонто: Орден. - 1971. – C. 5.Шаян В. Божественне походження українського народу // Шаян В. Віра забутих предків. – Лондон – Гаґа: Млин, – 1979.- С. 12.Шаян В. Віра забутих предків // Шаян В. Віра забутих предків. – Лондон – Гаґа: Млин, – 1979. - С. 24.Шаян В. Божественне походження українського народу // Шаян В. Віра забутих предків. – Лондон – Гаґа: Млин, – 1979.- С. 1-12.Шаян В. Висновок. Лист до Друзів // Шаян В. Віра предків наших. – 
Гамільтон: Видавничий Комітет при Святині Дажбожій в Гамільтоні, 1987. -
 С. 880.Велесова книга. Волховник. – К.: Такі справи, 2002. – C. 19, 21.Шаян В. Божественне походження українського народу // Шаян В. Віра забутих предків. – Лондон – Гаґа: Млин, – 1979.- С. 4.
 
 Джерело: http://ogin.in.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=89:2011-02-17-21-17-06&catid=3:2009-11-01-23-08-24&Itemid
 |